ЗВЕЗДНЫЙ МАЭСТРО Леонид Тимошенко

Пианист сыграл портрет Никулина

Молодой астрофизик Леонид Тимошенко на защите своей диссертации "Быстрые неправильные переменные" неожиданно подошел к роялю (в Тартуском университете защита проходит в актовом зале) и сыграл... свою диссертацию

Натурально, публика онемела. В музыке звучал сам Космос.

Ученые мужи аплодировали. Это было в восемьдесят пятом году.

С тех пор на научных симпозиумах Тимошенко выступал и со своими научными сочинениями, и с музыкальными. И то, и другое публика принимала восторженно. Его имя упоминали в печати так же часто, как имена Эдисона Денисова и Альфреда Шнитке.

Музыка Тимошенко современна, богата и удивительно доходчива. Сочиняя и играя, он, может быть, бессознательно, остается астрофизиком, человеком, настроенным на познание Вселенной и ощущающим свою связь с ней. До защиты диссертации он работал в Бакинской обсерватории, занимался проблемой молодых звезд.

    - Я где-то прочитал, что человек, который все время смотрит в небо, слышит безмолвие, его звуки, - говорит Леонид Тимошенко, - самая сильная музыка - музыка тишины, ее слышали святые отцы-отшельники. Я думаю, что звезды поют свои песни.

О нем где-то эффектно было сказано, что его музыка не только отражает Вселенную, она слушается Вселенной. При встрече попросила Леонида объяснить, как он это ощущает. Кто его там слушает? Неужели он контактирует с пришельцами или ловит сигналы оттуда?

Объяснил он это прозаично и забавно:

    - Никакой я не контактер. Вселенная - это ведь и все мы. Мы подключены к ее энергетическим потокам. Меня поначалу обвиняли в компиляции известных музыкальных произведений, потом самые придирчивые и компетентные критики признали: у меня - мое. Но я, сам того не желая, подключался к тем же космическим волнам, которые когда-то уловил, скажем, Моцарт. И какие-то его мотивы, которые прослеживаются в моей музыке, - знак того, что из Космоса ко мне направлен тот же поток светлой, благотворной энергетики. Я могу сымпровизировать музыкальный портрет любого слушателя, сидящего в зале. И ведь узнают себя! Я же не лицо перелагаю на музыку, а душу, ауру. То, что подключено к Космосу. И музыка - результат моего подключения к тем же космическим волнам: "там" слышат, чувствуют, знают человека, которым я за-, интересовался, и передают это мне. Я это чувствую.

Вот так однажды Тимошенко сыграл портрет Юрия Никулина.

    - Это информационная музыка, она отражает все тяжелое, что скопилось в душе, - говорит автор. - А вот когда я сыграл на фортепьяно Юрия Никулина, тот даже прослезился. Получилась детская песенка.

Я ее слышала. Прелесть.

Вот еще один вроде бы миф о Леониде Тимошенко: его музыка лечебна. Хотите верьте, хотите - нет, но многим она помогла.

    - Я считаю свою музыку молитвой, - говорит Леонид Тимошенко. - Вместе с залом обращаюсь к высоким, тонким субстанциям. Наверное, они и приносят некоторым исцеление... Я знаю гипотезу об образовании Вселенной: 15 миллиардов лет. Можно ли ее представить в десяти минутах музыки?

Голова кружится... Можно ли представить Евангелие в музыкальном сочинении? Или "Розу мира" Даниила Андреева? Я попытался - в симфонии "Храм истины".

Я слышала "Храм истины", И потому ничего об этой музыке не пишу. Послушайте сами.

Елена БЕЛОСТОЦКАЯ